«Кровяной фонтан», произведение Арто 1927 года, только по счастливой случайности избежало ярлыка «пьеса для чтения». По всему краткому (меньше 350 слов) тексту были разбросаны кинематографические образы: «ураган разносит молодых людей в разные стороны. В этот момент видны два сталкивающихся небесных светила и ряд ног живого существа, падающие вместе со ступенями, руками, шевелюрами, масками, колоннадами…». Рыцарь, Кормилица, Священник, Шлюха, Юноша и Девушка, ведущие обрывочные эмоциональные диалоги, создают полный насилия и жути фантазийный мир. В одном месте Шлюха кусает «запястье Господа», отчего через всю сцену бьет «огромный фонтан крови». Несмотря на краткость произведения и на образы, практически не поддающиеся осознанию, в нем отражались сюрреалистический мир фантазий и его зацикленность на памяти. Как писал Бретон, когда твоя рука, ведомая сюрреализмом, окажется в мире смерти, «сюрреализм обтянет ее перчаткой, запрятав в ней полное глубочайшего смысла «П», с которого начинается слово «Память». Именно этот символ, искаженный до неузнаваемости, определил характер пьесы «Тайны любви» Роже Витрака, поставленной Арто в том же году. В конце пятой сцены этого написанного высокопарным слогом произведения Ли заключает: «Еще есть смерть». «О да, смерть, — откликается Патрик,— сердце уже красно настолько, насколько красен закат театра, где кому-то придется сегодня умереть». На этом Ли выстреливает в зал и делает вид, будто убивает зрителя. Пьеса Витрака, «сюрреалистическая драма», идеально следовала законам «автоматического письма» и особой разновидности прозрачности, свойственной сюрреализму.
theoryandpractice.ru/posts/8302-surburo